Вода в бутылках. Почему это величайший обман в истории человечества

Бутилированная вода, которую можно в любой момент взять с полки магазина, безусловно, удобнее, чем даже самая красивая и экологичная бутылка с заранее налитой водой. Последнюю легко забыть дома или просто не взять с собой. И хотя у воды из магазина преимуществ немало(как минимум, такой напиток будет хорошо профильтрован или даже газирован, как максимум, — насыщен солями и минералами), такой продукт — та еще афера. Разбираемся, почему вода в бутылках может фигурировать как величайший обман в истории человечества.

С чего всё начиналось. Впервые бутилированную воду рынок увидел еще в далеком восемнадцатом веке. В 1760-х Jackson’s Spa, компания из Бостона, предлагала «целебную» воду, разлитую в прозрачные стеклянные бутылки.

Однако настоящая популярность к такой воде пришла веком позже. В девятнадцатом столетии люди, страдавшие от плохого качества водопроводной воды и различных инфекций вдобавок(стоит вспомнить хотя бы нашумевшее дело тифозной Мэри), с ажиотажем встретили очередную «новинку». Предварительно очищенную и разлитую по бутылкам воду, которую пить было куда безопаснее, нежели такую же, но из-под крана, буквально сметали с полок.

Позднее обычная, не насыщенная минералами вода из игры выбыла. В двадцатом веке придумали хлорировать водопроводную воду, что делало ее более пригодной для питья, и большинство людей предпочло не тратить деньги на то, что практически бесплатно течет из их кранов дома. Активно покупали только минеральную воду. Не ездить же самим за ней на источники.

Гиганты вступают в игру. Производством воды активно занялся врач Луи Перье. В 1898 году он открыл предприятие, занимавшееся разливом «целебной» воды из источников городка Вереж(Франция) в промышленных масштабах. Примечательно, что разбогатеть фирме удалось за счет так называемого эффекта Веблена(демонстративное потребление товаров по причине их высокой стоимости). Первоначальные поставки предназначались для дорогих отелей и ресторанов, и, перекочевав впоследствии в магазины, сохранили за собой флёр элит.

Популярность к обычной воде в бутылках вновь пришла в девяностых годах прошлого столетия, когда уже знакомые потребителю по «Пепси» и «Коле» производители(PepsiCo и Coca-Cola соответственно) вышли на рынок и закономерно завоевали его часть.

Жестокий обман. Но стоит ли вода в бутылках столько, сколько за нее просят? По подсчетам специалистов, водопроводная вода примерно в две тысячи раз дешевле бутилированной такого же объема. Кроме того, в некоторых странах «бутылочная» вода бывает даже дороже молока и бензина, что совсем уж абсурдно. При этом продукт большинства представленных на рынке брендов — обычная вода из-под крана, пропущенная через несколько фильтров.

Известно и о совсем уж вопиющих случаях. Так, в 2019 году американским журналистам удалось разыскать в шести популярных в США брендах бутилированной воды мышьяк — причём не какую-нибудь там сотую доли, а в количестве, опасном для здоровья человека.

Ученые предупреждают, что опасной может быть и вода, в которой не обнаружили примеси. Если тара изготовлена из пластика, в процессе хранения жидкость загрязняется его микрочастицами, что едва ли хорошо. Использование некачественных пластиков для производства тары также может повлиять на качество воды далеко не в лучшую сторону.

Известные продукты нередко имеют совсем не ту историю, которую мы себе представляли или к которой привыкли. Мы уже рассказывали о том, как на самом деле появились всеми любимые «Фанта», «Коровка» и другие лакомства — вот их настоящая история.