Как ведут себя на шопинге несчастливые женщины

В психологию я пришла из стилистики. В свое время меня очень интересовало, что мешает женщинам меняться внешне, даже если они на словах очень хотят этого. И даже приходят на платные консультации или в обучающие группы, чтобы научиться создавать свой стиль, понимать свой внутренний мир, устремления на определенном этапе жизни, цели.

Мне хотелось, чтобы как можно большее число моих клиентов и учениц не просто получили знания, а смогли их перенести в свою жизнь. Так я начала изучать психологию. Увлечение переросло в профессию. Но, уже будучи психологом, стилистику я не оставляю, продолжаю практиковать. И вот какими наблюдениями я хочу с вами поделиться.

В перспективе 3-5 лет я стала замечать, что многие из клиенток, кто в ходе сотрудничества сопротивлялся изменениям, саботировал предложения, ставил себе запреты что-то носить, через какое-то время оказывались в разводе или с подобной личной драмой. Я стала задумываться, нет ли здесь взаимосвязи. И хочу поделиться одной из гипотез.

Накопив практику индивидуального шопинга с клиентами, я, по тому, как человек выбирает одежду, как реагирует на предложения попробовать что-то новое, как относится к цене, качеству и прочим характеристикам, могу с большой вероятностью прогнозировать благополучный или неблагополучный фон ее текущих личных отношений. Даже если человек ничего о себе не говорит, держит лицо. А если и говорит о себе и семье, то проблемами не все клиенты делятся, они пришли переодеться = «за новой жизнью», а не плакать о том, что есть.

Как стилист я работаю в основном с женщинами среднего возраста, ориентировочно в диапазоне 35-50 лет. Указанное поколение женщин сильно ориентировано в оценке собственной привлекательности на мнение мужчин, а особенно главного мужчины в жизни. Часто к качестве запроса мне приносятся именно слова-напутствия от мужчин.

Безусловно, есть немногочисленные женщины, опирающиеся на себя и имеющие устойчивую самооценку вне зависимости от наличия, отсутствия, качества личных отношений, но они приходят к стилисту существенно реже(об этому могу написать отдельно).

Женщины с благополучным личным бэкграундом на шопинге как правило уравновешены, доброжелательны, спокойно говорят «да» или «нет» на предложения купить ту или иную вещь. Психолог всегда обращает на свои ощущения рядом с клиентом — рядом с такими женщинами думаешь только о работе, конструируешь образ, находишься в акте создания и не ловишь себя на ощущениях, что клиент недоволен, в раздрае, нервничает, сомневается.

Полагаю, причины этому такие. 1. Ощущая себя любимой и принимаемой своим партнером, женщина не боится экспериментов и потенциально готова как к удачному контакту со стилистом, так и к тому, что специалист может не подойти, не почувствовать ее, не создать желаемого образа. Клиентка понимает это и берет часть ответственности на себя, поэтому контактирует со стилистом спокойно, без лишних ожиданий, и результат поэтому, как правило, получает хороший или отличный.

2. Будучи счастливой в отношениях женщина работу со стилистом не воспринимает как «пан или пропал», не делает на нее ставку, как на последний шанс изменить жизнь, изменив внешность. Отсюда адекватное отношение к внешним изменениям — только как к части своей идентичности, без драматического преувеличения значимости факта хорошего внешнего вида.

3. Ощущающая себя уверенно женщина готова к тому, что она может выглядеть небезупречно, поэтому не высказывает невротических реакций на качество одежды, к примеру, или другие параметры. Она спокойно скажет, что хочет покупать в магазинах качество одежды выше классом и мы перейдем туда. Уязвленная женщина воспринимает масс-маркет как оскорбление для себя вне зависимости от собственной покупательской способности.

Напротив, женщина, которая не чувствует опоры в отношениях, которая находится в тревоге и сомнениях относительно своей ценности для любимого мужчины на шопинге ведет себя иначе.

1. Свои сомнения относительно себя женщина переносит на конкретные образцы одежды, на оценку магазинов, марок, особенностей кроя, цвета, на личности продавцов и самого стилиста. Очевидно, что сомнения в своей привлекательности и желанности для партнера как бы заражают все сферы вокруг женщины.

2. В такие трудные жизненные периоды женщину сложно одевать. Потому что из-за своей внутренней тревоги она не может быть удовлетворена практически ничем. Даже безупречно сидящая, модная, оптимальная по цене одежда не кажется ей таковой. Нет доверия ни к себе, ни к жизни, ни к стилисту, ни к одежде. Сразу хочу сказать, что характеристика эта вполне подвижная. С восстановлением эмоционального фона женщины и ее самооценки(например, появился новый партнер или наладились отношения с прежним), та же женщина часто становится отзывчивой на предложения и с легкостью доверяет взгляду стилиста, покупая удачные вещи быстро, уверенно и с благодарностью.

3. Эмоциональная зависимая в отношениях женщина часто полагается не свой вкус и вкус стилиста, а на ожидания партнера. Отсюда стремление носить чрезмерно сексуальное и классически понятное. Или, наоборот, скромно-укрытое, не привлекающее мужского внимания. Причем чем напряженнее отношения в паре на момент шопинга, тем придирчивей женщина тестирует предлагаемые образцы на соответствие этим качествам. Налицо попытки всеми силами соответствовать ожиданиям ускользающего мужчины, сохранить его. Такая женщина одевается в первую очередь для мужчины, а не для себя.

В ходе работы пришла к тому, что помощь таким женщинам нужно оказывать комплексную. До шопинга тестировать на готовность к изменениям, диагностировать эмоциональный фон, собирать анамнез в том числе и семейной жизни, тщательно разбираться в мотивировках клиента переодеться.

В случае выявления проблем предлагать до создания нового гардероба проводить работу по коррекции указанных проблем и только после этого приступать к коррекции внешнего образа. Практикующий стилист и психолог, в прошлом редактор в глянце, вузовский преподаватель, имею ученую степень