Новый взгляд на старое. Какой смысл заложен в «Кин Дза Дза»?

Фильм «Кин-Дза-Дза!», который многие не поняли на момент его показа в 1986 году, сегодня склонны называть шедевром социального киберпанка. Вообще фильм должен был выйти под названием «Звездная(или Космическая) пыль», но вышел с названием непонятным зрителю. На первый взгляд имя весьма не подходящее сюжету и концепции. Но нельзя не согласиться с тем, насколько сильно выделяется данная картина из общей массы именно своим названием.

Буквально с самого начала знакомства с этим фильмом начинает окутывать некая непонятность происходящего. Иногда кажется, что режиссеры снимают настолько качественные фильмы, что даже сами не осознают насколько сильно вкладывают очень глубокие философские и социальные вопросы, сцены, образы и диалоги. И возможно зритель иной раз в фильме может увидеть то, чего не видел сам режиссер, актеры или сценаристы.

Это происходит по разным причинам. Например, та или иная лента может быть настолько актуальна, что вся ее полнота способна раскрыться лишь со временем. Поскольку кино это всегда творческий процесс, особенно если оно хорошо пропитано соусом футуризма и социологии, то какие-то моменты при съемках могут быть совершенно импровизационными, внезапными. А то, что планировалось съемочной группой заранее иногда не попадает в камеру вовсе. Так сказать, в процесс творчества вмешивается его величество случай.

Даже сами актеры, как они говорят, не понимали о чем фильм. Что говорить про рядового телезрителя? Многим этот фильм откровенно не понравился и они посчитали его фриковым и глупостью, не более того. Но если понять смысл фильма, то можно получить эстетическое удовольствие от атмосферы «Кин-Дза-Дза!».

Насколько велик шанс, что вы выйдете из дома за хлебом и макаронами и окажетесь на другой планете? Не велик. Даже ничтожно мал, но все же есть. «Кин-Дза-Дза!» переносит нас мгновенно, без лишних спецэффектов в чудный мир высоких технологий, социального упадка и нищеты.

Плюк — планета куда попали герои — встречает их пустыней, которая олицетворяет не только внешнее запустение, но и внутренний социальный упадок. Пустыня человеческих взаимоотношений. Первые же люди, которые попались на пути героев, обманули их. И это повторяется далеко не один раз на протяжении сюжета. Все показано настолько открыто, что именно это и сбивает с толку.

Отсутствие натуральной воды и растительности, старые рваные одежды, тотальный упадок культуры и нравов, а развлечения сугубо примитивные. Все это граничит с невероятным развитием технологий, где для того, чтобы разрезать огромную трубу не нужны сложные приспособления.

Корабли способны прыгнуть в любую точку галактики за 5 секунд. Обитатели планеты Плюк более развиты, чем земляне: они способны читать мысли и выучить любой язык за пару минут.

Однако все это не спасает их от того хаоса, в котором они пребывают. Но это не самое страшное. Страшно именно то, что они не осознают этого. В них все окружающее не вызывает удивления или отвращения. Эцелопы исправно собирают дань с кого захотят. А для того, чтобы подчеркнуть статус вовсе не обязательно нужны мерседесы последней марки или новый айфон. Достаточно иметь красные штаны.

Помимо внешнего глобального социального фона по ходу фильма идет также и раскрытие внутренних качеств героев и трансформация их личности. Трансформация медленная, в отличие от современных сюжетов про супер-героев, и поэтому менее заметная. Один из главных героев Владимир Николаевич — совершенно советский человек с такими же советскими взглядами и идеологией.

Это хорошо прослеживается в начале. Попав на другую планету они думают в какой же пустыне находятся. И Скрипач называет пустыни планеты Земля, но не СССР.

Владимир Николаевич имел же ввиду именно на территории СССР. Чувствуете этот тонкий момент разницы между психологией мышления этих двух людей? Один более старый, другой — молодой.