Как Тарковский стал злым гением для Николая Бурляева

Его называют одним из самых выдающихся актеров 20 века, он сыграл более 70 ролей в кино, познав вкус славы еще в подростковом возрасте. Его открыли зрителю режиссеры Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. Правда, последнего Николай Бурляев позже называл своим злым гением, в некотором смысле сломавшим ему жизнь.

Николай с детства мечтал стать актером, но в способностях своих никогда не был уверен. И даже уже готовы был отказаться от своей мечты, после неудачных проб на роль в картине «Урок истории». Николай пришел туда со старшим братом Борисом. Роль досталась брату, а Николай решил, что актером ему не быть и заинтересовался другим видом искусства — архитектурой.

Но стать архитектором Бурляеву было не суждено. Когда Николай учился в шестом классе, его на улице увидел Андрей Кончаловский, в то время еще студент режиссерского факультета. Подросток идеально подходил для главной роли в дипломной работе Кончаловского «Мальчик и голубь». От предложения Кончаловского Николай, разумеется, не отказался.

Кинодебют Бурляева отказался более чем успешным. Фильм получил приз на Венецианском кинофестивале в 1962 году, а фотография Николая попала в картотеку «Мосфильма». Юного актера увидел и Андрей Тарковский. Режиссер запомнил подростка и вскоре предложил ему роль в своем фильме «Иваново детство».

Николаю предстояло воплотить на экране образ подростка, лишившегося детства из-за войны. И ему это блестяще удалось. Картина заслужила признание и в СССР и за границей, получив на Венецианском кинофестивале «Золотого льва св. Марка». Бурляев стал невероятно популярен и встал в один ряд со взрослыми актерами. В 1966 году, когда Тарковский приступил к съемкам фильма «Андрей Рублев», то снова предложил роль Бурляеву. Правда, стоит отметить, что ролью Бориски ни режиссер, ни режиссер довольны не были.

Бурляев, который считал Тарковского своим отцом в кино, жил в ожидании новых ролей от своего учителя. Но предложений от режиссера больше не поступало. При этом сам Тарковский очень ревностно относился к славе Николая, не одобряя его работу у других режиссеров и полагая, что тому следует сниматься лишь в том амплуа, в котором его видел сам Тарковский.

Кинокарьера Бурляева развивалась стремительно и весьма успешно, хотя некоторым картинам с его участием пришлось на длительное время отправиться на полку. Такая участь постигла фильмы «Мальчик и девочка», «Лермонтов», «Мастер и Маргарита», а после выхода фильма «Игрок» Бурляева записали в актеры с «несоветской внешностью».

Одной из своих любимых работ Бурляев называл главную роль в фильме «Военно-полевой роман». По словам актера, Петр Тодоровский сумел увидеть его самого, не того нервного мальчика, каким его привыкли видеть зрители после «Иванова детства», а человека гармоничного и спокойного. Именно за преследовавшее его долгие годы амплуа Бурляев и называл Андрея Тарковского своим злым гением, в каком-то смысле сломавшим ему жизнь. А Тодоровскому удалось этот стереотип, навязанный другим режиссером, разрушить.