На ней ездил даже волк из «Ну, погоди»! 5 фактов о мотоциклах «Ява», которые боготворили в СССР

Если на звание автомобиля советской мечты в разное время претендовали и 21-я «Волга», и вазовская «шестерка», и даже «Победа», то воплощением двухколесного идеала была чешская «Ява».

Курение вредит вашему здоровью. Разумеется, к сигаретам «Ява» одноименный мотоцикл не имеет никакого отношения. Вообще-то «Ява», или, если латинскими буквами, Jawa, — это аббревиатура. Первая часть названия намекает на фамилию чешского фабриканта Франтишека Янечека(Janicek), который еще на рубеже 30-х приобрел лицензию и оборудование для выпуска мотоциклов немецкой фирмы «Вандерер»(Wanderer). Так что Janecek + Wanderer = любовь, то есть Jawa.

Она была первой. Как видишь, выпуск мотоциклов «Ява» начался еще до Второй мировой. В 1938-м завод в местечке Тинец-над-Сазавоу перешел под контроль немцев. Помимо мотоциклов здесь собирали еще и военную технику. Ну а в 1945-м, после окончания войны и национализации завода, Jawa вернулась к мирной продукции и довольно скоро превратилась в самый известный мотоциклетный бренд восточного блока.

Важнее, что Jawa — первый иностранный мотоцикл, продажи которого начались в СССР. Первый стал и самым желанным, не оставив шансов даже родственному «Чезету» или венгерской «Паннонии», не говоря уже о продукции доморощенных советских мотозаводов.

Одно имя — много моделей. В памяти народной Jawa закрепилась в образе красного мотоцикла, с мощной головной фарой, спицевыми колесами и шильдиками Jawa 350. На самом деле 350(примерный рабочий объем двигателя) — это общее название модельной серии с 350-кубовыми двухтактными моторами. На заводе в Тинец-над-Сазавоу в разное время выпускали разные модели.

Советская эпопея «Явы» началась в середине 50-х с модели Jawa 350/354. У нее были мощные развитые крылья, двухместное седло, маятниковая задняя подвеска и 26-сильный мотор. На фоне мотоцикла-одногодки «Иж» 354-я была легче, быстрее, комфортнее, поэтому легко отыгрывала 100 рублей переплаты по сравнению с советским мотоциклом. В 60-е та модель стоила 600 рублей. К слову, к 1990-м прайс «явы» перемахнет и через тысячу.

В 70-х на смену 354-й модели пришла 634-я — с улучшенным шасси, но все тем же дымящим двухтактным мотором, работающим на топливной смеси из бензина и масла. Последней и самой известной в СССР «Явой» стала модель 350/638, представленная в середине 80-х. «Пенал», «Люкс», «Супер», «Обрубок» — народные прозвища этой модели.

Звезда кино. «Яве» доставалась не только народная, но и режиссерская любовь. Чешский байк звездил на экранах в десятках советских фильмов. Здесь и «Бриллиантовая рука», «Человек-амфибия», «Укротительница тигров», «А зори здесь тихие», «Сыщик», «Авария — дочь мента». Даже Волк из «Ну, погоди» гонял на «Яве». Но главная роль 350-й — это мотоцикл гангстера Урри из «Приключений Электроника». Для съемок разыскали кастомную доработанную «Яву» прошаренного прибалтийского байкера. Ему, как члену съемочной группы, даже полагалась зарплата! В общем, чем «Ява» не «Харлей» советского периода?